Пожва: первый!

Первый паровозВ это трудно поверить, но первый отечественный паровоз, рассчитанный на нормальную колею, был создан далеко от столиц и признанных промышленных центров – в селе Пожва, которое находится ныне в Коми-Пермяцком автономном округе на берегу Камы, в ста километрах к востоку от Кудымкара.
Пожевский чугуноплавильный и железоделательный завод основал в 1756 году один из представителей влиятельной династии российских промышленников, приближённых ко двору, – Николай Григорьевич Строганов. В 1773 году после его смерти сын Строганова продал завод своему опекуну Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому, а в начале ХIХ века завод перешёл к его племяннику Всеволоду Андреевичу.

Он, аристократ, камергер царского двора, интересовался современной техникой и был увлечён созданием паровых транспортных средств, в частности пароходов. Первые такие суда Фултона появились в Петербурге в 1813 году. А уже в 1817-м вместе с горным инженером А.П.Соболевским Всеволожский строит в Пожве два парохода – на 6 и 16 лошадиных сил. На них он вместе с семьей и инженерами добирается по Каме из Пожвы в Казань, чтобы зафиксировать там свои привилегии в сфере парового судостроения. Но по пути назад пароходы застал ледостав у пристани Тихие Горы (ныне город Менделеевск в Татарстане). Их неудачно расположили на фарватере, и суда, затёртые ледоходом, затонули. Всего в Пожве построили 20 корпусов и 27 судовых паровых машин.

В 1839 году, вскоре после пуска Царскосельской железной дороги, Всеволожский строит для неё отечественный паровоз по образцу первых шести английских. Он доставляется в Петербург по Каме, Волге и Мариинской водной системе. К сожалению, рисунки и чертежи не сохранились.
Старинный завод в начале ХХ века выпускал инвентарь для крестьян.
- Мы гордимся тем, что именно у нас были построены первые отечественные локомотивы, всегда об этом помним, - сказал генеральный директор ОАО «Пожевский машиностроительный завод» Николай Селиванов. – На заводе есть музей, и эта страница нашей истории там отражена.

Сейчас завод в Пожве занимается транспортным машиностроением. Его основная продукция – фургоны для автотранспорта.

Первоисточник Портал региональных корпоративных газет

Комментарии

Немсотря на огромные денежные вливания из центра, жизнь простых людей в поселке не становится лучше. Деньги уходят, как вода в песок.А прблемы те же.Нищета,безработится, пьянство. Так в чем же дело? Вряд ли в сложившейся ситуации виноваты только сами рядовые жители.Поселку не хватает грамотного хозяйственника. Который бы и деньгами разумно смог распорядиться и людям дал бы возможность заработывать. Должен быть он мужиком решительным, иметь связи не только с ближайшими соседями, но и со всей страной. А главное, чтобы был богатым и не было у него надобности "доить" и без того ниший поселок.Только где такого взять? Где же вы, новые Строгоновы?

Перечитала все разделы по истории завода, не увидела (может пропустила) информации о паровой машине, хранящейся в Пермском музее. Сам музей на сайте указывает следующее.
"Среди уникальных экспонатов музея - модель паровой машины. До появления в начале XIX века пароходов, паровые машины применялись либо для откачки воды из шахт, либо для приведения в действие фабричного оборудования. Редкий экземпляр действующей модели паровой машины, изготовленной в 1833 г. мастером Пожевского завода Пермский губернии М. Назукиным. Известно; что эта паровая машина была первой из построенных в России машин высокого давления и имела мощность 47 лошадиных сил."
Может быть кому-то будет интересно.