Христианство в Пожве: родоначальники

Появление первоначальных жителей в районе Пожвы  установить довольно трудно. Первоначально, в устье речки располагались две маленькие деревушки: Усть-Пожва и Верх-Пожва. Однако в середине 17 века здесь открыли железную руду, и началось возведение завода. Росли заводы – и росли деревушки. В 1715 году деревни слились и получили единое название - Пожва.

По официальным данным годом основания поселка считается 1754 год, так как купцы Строгановы в это время построили Пожевский чугуноплавный и железоделательный заводы.

Однако не только металлургическими заводами славилась эта земля и род Строгановых. Они также известны тем, что христианство  на эти земли пришло вместе со  Строгановыми. Именно они принесли право на эти земли обращения нерусского населения Урала в христианство.

Отдельно хочется рассказать о тех людях, которые развивали христианство в районе Пожвы.

Аника Строганов был  человек очень набожный, поэтому  он решил основать  на местных землях  настоящий  монастырь.  Для  обители он выбрал земли в 80 км от Пожвы  - земли Пыскор. 

Перед смертью Аника сам подстригся в монахи, и даже некоторое время жил в Пыскорском монастыре. С постригом он принял имя Иоасаф. Через некоторое время он уехал в Сольвычегодск, а своим сыновьям завещал поддерживать новую обитель.

Земли монастыря входили в царское пожалование, поэтому семья Строгановых должна была защищать их от возможных набегов.

В это время монастырь существует под горой, в устье речки Нижняя Пыскорка. В 1570г. Строгановы расширили территорию и передали монастырю Пыскорский городок целиком.

Через какое-то время монастырь, носящий имя Спасо-Преображенский, перебирается на мыс, а на бывшем месте остается только церковь Преображения.

Монастырь, основанный Аникой Строгановым, обладал феодальным иммунитетом. Он имел право беспошлинной торговли солью, которая вываривалась на монастырских варницах. Кроме того, монастырь мог совершать суд и расправу в своих владениях без вмешательства воевод.

В те времена заводы и производства под началом монастырей были привычным делом. Например, Звенигородский монастырь имел собственное производство кирпича. (Узнать об этом подробнее можно, приехав в город и сняв жилье в одном из агентств недвижимости в Звенигороде

Это был первый вклад Строгановых в развитие христианства на реке Кама.

В 1847—1865 годы в Пожве была построена Свято-Троицкая церковь (Свято-Духовская церковь). Деньги на строительство церкви были выделены братьями Александром и Никитой Всеволожскими. Проект был разработан знаменитым архитектором Воронихиным.

Братья были поистине высокоразвитыми людьми. Например, Никита - водевилист, переводчик, певец-любитель, а также страстный театрал, основатель общества Зеленой лампы, друг Пушкина, первое петербургское дворянство.  Говорят, он даже мог в некотором роде предсказывать будущее (предсказав смерть Пушкина).

В 1816 году он поступил в Комитет иностранных дел, потом был переведен в Грузию по ведомству Тифлисского военного губернатора, служил  Виленскому и Гродненскому временному военному губернатору. Никита управлял временной секретной канцелярией, занимался  разбором вины литовских мятежников.

Всеволожский выполнял особые поручения в Управлении Главного Штаба, дослужился до церемониймейстера (1836 год).

Был статским советником в 1837 году.

Был он также членом мануфактурного Совета и в должности егермейстера заведовал охотой.

Высокие достижения были у него в металлургии – например, он  первый заменил красное производство железа пудлингованием, а позже начал разработку каменноугольных копей на р. Кама.

Александр и Никиты собирали в доме Всеволожских всю местную интеллигенцию. С 1819г. молодые литераторы и другие веселые люди основали «Общество зеленой лампы». Здесь можно было встретить С.П. Трубецкого, Ф.Н. Глинку, А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича и А.С. Пушкина.

Эти люди знали толк в удовольствиях. Например, на праздники здесь накрывался стол на 120 персон, а к столу подавали свежую землянику со сливками даже в феврале. Сюда же доставлялась огромная рыба с реки Кама, поднять которую могли только трое слуг.

В 1847—1865 годы братья Всеволожские на свои средства строят на высоком месте Свято-Троицкую церковь (ныне это Свято-Духовская церковь), которая  до сих пор является украшением старой Пожвы. И сегодня она бросается в глаза издалека своими обновлёнными куполами.

При строительстве использовались лучшие материалы и приглашались лучшие мастера, приезжавшие в Пожву со всей Руси. Церковь в Пожве изначально заложили большую. Некоторые элементы церкви, например, карнизы и резные узоры, привезли из Петербурга.

Категории: